Что делать если потерялась посылка? Кто и в каком размере должен возмещать ущерб?

Что делать если потерялась посылка? Кто и в каком размере должен возмещать ущерб?Почтовая пересылка – одна из наиболее часто используемых в Украине услуг. Иного способа доставки товаров и различных вещей в иные города и регионы еще не придумали. Отправка посылок родственникам, друзьям, покупателям – дело не хитрое. Отправил и через несколько дней адресат уже получил на руки, отправленные вами вещи. Казалось бы: какие могут быть проблемы? Да самые различные: повреждение посылки, потеря, нарушение сроков доставки… К счастью, законодательство устанавливает меры ответственности для виновников нарушения условий почтового отправления. В этой статье мы разберемся с тем, что делать, когда посылка, отправляемая внутри страны, потеряна?

Вначале обсудим детали решения вопроса, если вами использовались услуги государственного оператора почтовой связи – «Укрпочта».

Почтовые пересылки в Украине регулируются целым рядом законодательных и нормативных актов. Основными среди них являются Закон Украины «О почтовой связи» от 04.10.2001 (далее – Закон) и Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением КМУ от 05.03.2009 (далее – Правила).

В соответствии с Законом посылкой является почтовое отправление с предметами культурно-бытового и иного назначения, не запрещенного законодательством для пересылки, размеры, масса и порядок пересылки которых регламентируется законодательством. То есть, к примеру, наркотики, оружие или культурные ценности почтой пересылать нельзя.

Правила пересылки определяют, что посылка может быть двух видов: с указанием стоимости содержимого и без таковой.

Универсальные услуги включают отправление посылок без указания ценности весом до 10 кг, размером не более 500 х 500 х 400 мм.

Посылки с массой более 10,5 кг считаются крупновесовыми, с превышением указанного выше размера – крупногабаритными. Их отправление происходит с соблюдением дополнительной процедуры упаковки, взвешивания и т.д. Однако ни вес, ни габариты на вопросы доставки посылки не влияют.

Адресат внутренней почтовой пересылки информируется о прибытии посылки по телефону (указанному отправителем), или соответствующим уведомлением (которое можно найти в своем почтовом ящике).  

Почтовые отправления (посылки в том числе) до момента вручения адресату являются собственностью отправителя, поэтому и ущерб в случае утери наносится именно отправителю, а не получателю посылки.

Пункт 129 Правил говорит о том, что за ненадлежащее исполнение услуг почтовой связи оператор несет ответственность в соответствии с законом. В этом случае имеются в виду ситуации, в которых посылка была украдена, присвоена или умышленно уничтожена. Помимо прочего Правилами предусмотрена материальная ответственность оператора связи перед отправителем за утерю посылки.

Естественно, до того, как вы объявите о потере вашего отправления, вам необходимо выяснить все нюансы. Как минимум, обратиться в почтовое отделение, из которого отправлялась посылка с заявлением о ее розыске. Как не парадоксально, эта услуга (розыск) оказывается платно. Как правило, почта не спешит признавать себя виновной в утере. Поэтому, получив ответ о том, что посылка якобы зашла на отделение получателя – не поленитесь обратиться с аналогичным заявлением о розыске или о предоставлении информации и туда.

Когда у вас на руках будут оба ответа и ситуация прояснится в отношении факта утери, вы можете смело обращаться к Генеральному директору УГППС «Укрпочта» с заявлением о возмещении ущерба. Телефонные звонки не решат проблему, поэтому лучше воспользуйтесь услугами юриста, который составит вам грамотное письмо-претензию и направьте ее адресату заказным письмом.

Согласно статье 18 Закона за нарушение  законодательства в сфере предоставления услуг почтовой связи оператор несет следующую материальную ответственность:
  • за полную утрату регистрируемых почтовых отправлений (заказного письма, бандероли, почтовой карточки, уведомления о вручении почтового отправления), посылок и прямых контейнеров без объявленной ценности — возмещение стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 100% стоимости этих услуг (то есть, если, к примеру, услуги пересылки неоцененной посылки обошлись вам в 50 грн., вы имеете право на получение возмещения в размере 100 грн., что эквивалентно затрате на оформление пересылки и 100% штрафа от этой суммы);
  • за частичную утрату вложения посылки без объявленной ценности — возмещение его стоимости пропорциональное массе утраченной части посылки путем деления размера тарифа за пересылку на чистую массу вложения и штраф в размере 100% стоимости услуг почтовой связи (то есть, если вы заплатили за пересылку 100 грн. при общем весе посылки в 5 килограмм,  и утерянном весе в 1 килограмм, в итоге вы получите – 100+100х1/5= 120 грн.);
  • за полную утрату посылки с объявленной ценностью, письма или бандероли — возмещение в размере суммы объявленной ценности почтового отправления, стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 25 процентов стоимости этих услуг (то есть, если вы определили стоимость посылки в 100 грн. и затратили на пересылку еще 100 грн., в результате утери получите 100+100+25= 225 грн.);
  • за частичную утрату вложения посылки с объявленной ценностью, письма или бандероли с описью вложения — возврат (возмещение) стоимости вложения или его поврежденной части согласно описи, стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 25 процентов стоимости этих услуг.
Важно помнить, что в случае неуказания в описании стоимости вложенных предметов или пересылки без описи размер возмещения определяется пропорционально массе утраченной части вложения независимо от её фактической стоимости, но не более объявленной ценности посылки, письма или бандероли.

Что делать если потерялась посылка? Кто и в каком размере должен возмещать ущерб?Таким образом, намного выгоднее отправлять посылку, указывая ее ценность, хотя по стоимости услуг в этом случае посылка и обойдется дороже.
В случае несогласия пользователя с определенным оператором размером возмещения, вопрос о возмещении причиненных ему фактических убытков, морального вреда, упущенной выгоды вследствие ненадлежащего исполнения оператором своих обязательств, а также другие споры между пользователями и операторами рассматриваются в судебном порядке.

Отдельного внимания заслуживает вопрос возмещения ущерба негосударственными службами почтовых пересылок такими, как «Новая почта», «деливери», «ночной экспресс» и другие.

На них также распространяется действие Закона, однако дополнительно они могут устанавливать и иные варианты возмещения в своих нормативных документах, которые обязательно оглашаются клиенту или содержатся в полученном на руки договоре об оказании услуг.

К счастью, частные структуры нисколько не умаляют прав потребителя, но и существенно их расширяют, гарантируя полное возмещение ущерба вследствие утраты посылки, даже, в результате форс-мажора, кражи или пожара. Кроме того, большинство посылок, отправляемых такими операторами, имеют свою стоимость, что дает клиенту гарантию адекватного  (соразмерного ценя отправляемого имущества) возмещения. Порядок обращения к частному оператору с требованием о возмещении ущерба аналогичен, разница лишь в том, что отверчиваться от утраты посылки, как правило, такие предприятия не рискуют. Да и потерь здесь меньше.

Важно помнить, что для обращений об утрате посылки Законом установлен срок исковой давности. Он составляет 6 месяцев. Если вы обратитесь с заявлением через год, оператор имеет право обоснованно отказать вам в рассмотрении заявления.

Поступившее оператору заявление-претензия должно быть рассмотрено в максимально сжатые сроки, но не позже 1 месяца со дня поступления согласно Закону Украины «Об обращениях граждан».

Если у вас есть вопросы, касающиеся почтовых отправлений, их целостности, условий доставки, возмещения ущерба и пр., вы всегда можете получить квалифицированную и компетентную юридическую консультацию у юристов портала.

Lawyer.ua – надежный защитник ваших прав и интересов!
Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Державна допомога при народженні дитини
Колесников Владислав Тихий час або комендантська година
Колесников Владислав Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...