Договора на франшизу: ключевые моменты при составлении

Глава 76 Гражданского кодекса Украины предусматривает такую форму предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия. Именно под концессией мы понимаем франчайзинг. К сожалению, термины «франчайзинг» и «франшиза» на законодательном уровне в Украине, как это имеет место быть в странах Евросоюза, не закреплены. Составление договора на франшизу (он же договор коммерческой концессии) является основой отношений в коммерческой концессии и имеет некоторые особенности. О них мы сейчас и поговорим.

1.     Сторонами договора могут выступать только лица (физические и юридические), являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.

2.    Договор на франшизу может быть составлен только в письменной форме, иначе он будет признан ничтожным со всеми неприятными последствиями.

3.    Договор подлежит обязательной государственной регистрации в органе, который осуществлял регистрацию правообладателя (франчайзера). Здесь немного остановимся. Ранее зарегистрировать договор о франшизе было крайне проблематично. Для этого предпринимателям приходилось добиваться соответствующего решения суда или урегулировать отношения с контрагентом иными более доступными  методами, например, комплексом договоров (лицензионного, договора поставки, агентского и т.д.), для которых нет требований по обязательной госрегистрации. Сейчас с принятием 29.09.2014 Приказа Министерства юстиции Украины №1601/5 эта процедура значительно упрощена. Приказ предусматривает регистрацию договора, изменений в договор, договора о расторжении договора концессии в Едином государственном реестре государственным регистратором независимо от места нахождения и места проживания сторон договора. Появился четкий перечень документов, необходимых для регистрации договора. Интересным видится вопрос о регистрации договора  франшизы с иностранными франчайзерами. Дело в том, что при заключении договора с франчайзерами-нерезидентами регистрацию договора осуществляет тот орган, который ранее регистрировал пользователя.

4.    Условия договора коммерческой концессии, в принципе, стандартны и практика их применения сложилась годами. К существенным условиям таких договоров относятся:
  • определение территории, на которой франчайзи получает право использования предмета договора;
  • обязанность франчайзера не передавать предмет договора иным франчайзи на оговоренной территории во избежание конкуренции и обязанность самого франчайзера избегать конкуренции с франчайзи на указанной территории;
  • обязанность франчайзи отказаться от получения аналогичного комплекса прав от других франчайзеров;
  • оплата франчайзеру;
  • порядок совместного (франчайзи с франчайзером) согласования размещения точек продажи товаров или оказания услуг, оснащения помещений, используемых с этой целью, рекламных компаний относительно продукции и услуг;
  • обучение и подготовка персонала франчайзи силами франчайзера;
  • порядок осуществления контроля над использованием бренда правообладателя (франчайзера);
  • возможность и порядок расторжения договора;
  • наличие проспекта франчайзинга.

В договорах, заключаемых с иностранными франчайзерами существенное значение имеют также следующие условия:
  • валюта контракта, а также порядок и форма осуществления расчетов;
  • если договор связан с регулярными поставками продукции, следует оговорить базисные условия согласно с действующей редакцией Инкотермс;
  • обязательно следует оговорить в договоре порядок разрешения споров с указанием норм материального права, используемых в этих случаях, а также судов, под чьей юрисдикцией находится решение споров.

Следует отметить, что франчайзер не имеет права влиять на цену товара или услуг, предоставляемых от его имени франчайзи (ч. 3 ст. 1122 ГК Украины).

В случае несоответствия товара или услуг требованиям качества, франчайзер и франчайзи несут субсидиарную ответственность  (ст. 1123 ГК Украины).

Если возникнет необходимость, договор франчайзинга (коммерческой концессии) может быть изменен по обоюдному согласию сторон.

На сегодняшний день в стадии доработки находится проект Закона Украины «О франчайзинге», зарегистрированный ВРУ 29.05.2014.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ