Глава 76 Гражданского кодекса Украины предусматривает такую форму предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия. Именно под концессией мы понимаем франчайзинг. К сожалению, термины «франчайзинг» и «франшиза» на законодательном уровне в Украине, как это имеет место быть в странах Евросоюза, не закреплены. Составление договора на франшизу (он же договор коммерческой концессии) является основой отношений в коммерческой концессии и имеет некоторые особенности. О них мы сейчас и поговорим.
1. Сторонами договора могут выступать только лица (физические и юридические), являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.
2. Договор на франшизу может быть составлен только в письменной форме, иначе он будет признан ничтожным со всеми неприятными последствиями.
3. Договор подлежит обязательной государственной регистрации в органе, который осуществлял регистрацию правообладателя (франчайзера). Здесь немного остановимся. Ранее зарегистрировать договор о франшизе было крайне проблематично. Для этого предпринимателям приходилось добиваться соответствующего решения суда или урегулировать отношения с контрагентом иными более доступными методами, например, комплексом договоров (лицензионного, договора поставки, агентского и т.д.), для которых нет требований по обязательной госрегистрации. Сейчас с принятием 29.09.2014 Приказа Министерства юстиции Украины №1601/5 эта процедура значительно упрощена. Приказ предусматривает регистрацию договора, изменений в договор, договора о расторжении договора концессии в Едином государственном реестре государственным регистратором независимо от места нахождения и места проживания сторон договора. Появился четкий перечень документов, необходимых для регистрации договора. Интересным видится вопрос о регистрации договора франшизы с иностранными франчайзерами. Дело в том, что при заключении договора с франчайзерами-нерезидентами регистрацию договора осуществляет тот орган, который ранее регистрировал пользователя.
4. Условия договора коммерческой концессии, в принципе, стандартны и практика их применения сложилась годами. К существенным условиям таких договоров относятся:
- определение территории, на которой франчайзи получает право использования предмета договора;
- обязанность франчайзера не передавать предмет договора иным франчайзи на оговоренной территории во избежание конкуренции и обязанность самого франчайзера избегать конкуренции с франчайзи на указанной территории;
- обязанность франчайзи отказаться от получения аналогичного комплекса прав от других франчайзеров;
- оплата франчайзеру;
- порядок совместного (франчайзи с франчайзером) согласования размещения точек продажи товаров или оказания услуг, оснащения помещений, используемых с этой целью, рекламных компаний относительно продукции и услуг;
- обучение и подготовка персонала франчайзи силами франчайзера;
- порядок осуществления контроля над использованием бренда правообладателя (франчайзера);
- возможность и порядок расторжения договора;
- наличие проспекта франчайзинга.
В договорах, заключаемых с иностранными франчайзерами существенное значение имеют также следующие условия:
- валюта контракта, а также порядок и форма осуществления расчетов;
- если договор связан с регулярными поставками продукции, следует оговорить базисные условия согласно с действующей редакцией Инкотермс;
- обязательно следует оговорить в договоре порядок разрешения споров с указанием норм материального права, используемых в этих случаях, а также судов, под чьей юрисдикцией находится решение споров.
Следует отметить, что франчайзер не имеет права влиять на цену товара или услуг, предоставляемых от его имени франчайзи (ч. 3 ст. 1122 ГК Украины).
В случае несоответствия товара или услуг требованиям качества, франчайзер и франчайзи несут субсидиарную ответственность (ст. 1123 ГК Украины).
Если возникнет необходимость, договор франчайзинга (коммерческой концессии) может быть изменен по обоюдному согласию сторон.
На сегодняшний день в стадии доработки находится проект Закона Украины «О франчайзинге», зарегистрированный ВРУ 29.05.2014.