Легализация проституции в Украине – предвыборный пиар или рациональное предложение?

prostitute.jpg
18 сентября этого года народным депутатом Украины А. Немировским (от партии «Самопомощь») на рассмотрение ВРУ внесен законопроект №3139, носящий название «О регулировании проституции и деятельности секс-заведений». Документ предлагает легализировать проституцию, как один из видов предпринимательской деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывается развитием Украины, как европейского государства. В пример приводится практика иных европейских государств в указанной сфере таких, как Латвия, Нидерланды, Германия, Греция.

Целями законопроекта определяется необходимость правового регулирования сферы проституции во избежание ее использования в качестве составляющей криминального бизнеса (в том числе торговли людьми и привлечения несовершеннолетних к занятию проституцией). Кроме того, не последнее место занимает финансовая сторона вопроса – ведь на сегодняшний день от занятия проституцией в бюджет страны не поступает ни копейки налогов. Несмотря на такие  поистине «высокие» цели, сам законопроект получился несколько спорным и во многом видится неоконченным. Его текст уместился всего лишь на неполных пяти страницах формата А4. Итак, рассмотрим документ подробнее.

Начинается законопроект, как и положено, с определения терминологии. Так, под проституткой новый документ предлагает понимать физическое лицо-предпринимателя, занимающегося оказанием услуг интимного характера, выполняющего половой акт с иным лицом на платной основе. Как видим, само определение говорит о необходимости параллельного внесения дополнений в действующее законодательство о предпринимательской деятельности, налогообложении и т.д., однако этих изменений новым законом почему-то не предусмотрено.  

Отдельно возникает вопрос о том, кто же захочет получать свидетельство о занятии предпринимательской деятельностью, в котором черным по белому будет стоять новый код экономической деятельности – оказание интимных услуг. Такая пометка станет своеобразным тавром для представителей указанного «бизнеса». Ведь с нею явно труднее будет получить визу или оформить кредит, а уж оформление опекунства или усыновление вообще видятся несбыточной мечтой.

Статья 3 законопроекта говорит о том, что отношения, возникающие в сфере проституции, а также деятельности секс-заведений регулируются Конституцией, Кодексом законов о труде, собственно рассматриваемым законом, а также иными законодательными и нормативными актами Украины. При этом разработчики документа явно не учли особенностей нового вида предпринимательской деятельности и необходимости особого вида ее регулирования. В частности, внимания заслуживает возраст, с которого можно заниматься указанным видом деятельности, ведь по общему правилу, установленному КЗоТом, лицо вправе осуществлять трудовую деятельность уже с 14 лет по разрешению одного из родителей в свободное от учебы время. Немало вопросов вызывает стаж, пенсия, производственные травмы и т.д.

Статья 6 законопроекта регламентирует работу секс-заведений. В частности, установлено, что подобные заведения могут посещать лишь лица старше 18 лет. Возраст последних должен проверяться на входе в заведение и удостоверяться соответствующим документом. Кроме того, нормой установлено, что секс-заведения могут размещаться везде, кроме зданий, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, учреждений охраны здоровья, почты и связи, учебных заведений, учреждениях культуры, в жилых домах и т.д.

 Законопроект предусматривает обязательное регулярное прохождение проститутками медицинского обследования, создание профессиональных союзов, предоставление широкого спектра социальных гарантий.

Одним из самых впечатляющих нововведений проекта является положение о повышенном участии государства в профессиональной деятельности проституток. Так, документ предписывает государству способствовать развитию и деятельности секс-заведений, а также предпринимать меры к повышению имиджа труда проституток.

Разработчики проекта зашли настолько далеко, что даже предусмотрели международное сотрудничество в области проституции и осуществления деятельности секс-заведений.

Несколькими словами проект оговаривается о полномочиях органов центральной власти в области обеспечения деятельности проституток и секс-заведений. И…на этом все.

Так, подводя итоги исследованию нового законопроекта, следует отметить, что, несмотря на заявленные в сопроводительной записке цели, половина из них своего отображения в проекте не нашли. В частности, законопроект совершенно не уделяет никакого внимания основной, на наш взгляд, цели – пополнению государственного бюджета. В документе не содержится никаких предложений в отношении введения нового вида предпринимательской деятельности на уровне законодательства, уточнения системы налогообложения для нового вида предпринимателей и т.д. При этом эксперты, дав предварительную оценку возможным поступлениям в бюджет в случае легализации проституции, определили минимальную сумму поступлений аж в 15 млрд. грн.

Не предусмотрены проектом и потребительские гарантии, а также ответственность проституток за нарушение правил занятия указанным видом деятельности (например, за заражение клиента каким-либо заболеванием, причинение иного вреда здоровью клиента).

Общее впечатление от нового законопроекта: он призван защитить проституток, как одну из категорий честно работающих граждан, предоставив им разнообразные социальные гарантии и права в области труда.

Пока законопроект находится на рассмотрении в профильном Комитете по вопросам промышленной политики и предпринимательства, и дойдет ли дело до рассмотрения его на пленарном заседании ВРУ пока не ясно. Однако будем надеяться, что здравый смысл все же возьмет верх и парламент примет верное выверенное решение.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ