Легализация проституции в Украине – предвыборный пиар или рациональное предложение?

prostitute.jpg
18 сентября этого года народным депутатом Украины А. Немировским (от партии «Самопомощь») на рассмотрение ВРУ внесен законопроект №3139, носящий название «О регулировании проституции и деятельности секс-заведений». Документ предлагает легализировать проституцию, как один из видов предпринимательской деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывается развитием Украины, как европейского государства. В пример приводится практика иных европейских государств в указанной сфере таких, как Латвия, Нидерланды, Германия, Греция.

Целями законопроекта определяется необходимость правового регулирования сферы проституции во избежание ее использования в качестве составляющей криминального бизнеса (в том числе торговли людьми и привлечения несовершеннолетних к занятию проституцией). Кроме того, не последнее место занимает финансовая сторона вопроса – ведь на сегодняшний день от занятия проституцией в бюджет страны не поступает ни копейки налогов. Несмотря на такие  поистине «высокие» цели, сам законопроект получился несколько спорным и во многом видится неоконченным. Его текст уместился всего лишь на неполных пяти страницах формата А4. Итак, рассмотрим документ подробнее.

Начинается законопроект, как и положено, с определения терминологии. Так, под проституткой новый документ предлагает понимать физическое лицо-предпринимателя, занимающегося оказанием услуг интимного характера, выполняющего половой акт с иным лицом на платной основе. Как видим, само определение говорит о необходимости параллельного внесения дополнений в действующее законодательство о предпринимательской деятельности, налогообложении и т.д., однако этих изменений новым законом почему-то не предусмотрено.  

Отдельно возникает вопрос о том, кто же захочет получать свидетельство о занятии предпринимательской деятельностью, в котором черным по белому будет стоять новый код экономической деятельности – оказание интимных услуг. Такая пометка станет своеобразным тавром для представителей указанного «бизнеса». Ведь с нею явно труднее будет получить визу или оформить кредит, а уж оформление опекунства или усыновление вообще видятся несбыточной мечтой.

Статья 3 законопроекта говорит о том, что отношения, возникающие в сфере проституции, а также деятельности секс-заведений регулируются Конституцией, Кодексом законов о труде, собственно рассматриваемым законом, а также иными законодательными и нормативными актами Украины. При этом разработчики документа явно не учли особенностей нового вида предпринимательской деятельности и необходимости особого вида ее регулирования. В частности, внимания заслуживает возраст, с которого можно заниматься указанным видом деятельности, ведь по общему правилу, установленному КЗоТом, лицо вправе осуществлять трудовую деятельность уже с 14 лет по разрешению одного из родителей в свободное от учебы время. Немало вопросов вызывает стаж, пенсия, производственные травмы и т.д.

Статья 6 законопроекта регламентирует работу секс-заведений. В частности, установлено, что подобные заведения могут посещать лишь лица старше 18 лет. Возраст последних должен проверяться на входе в заведение и удостоверяться соответствующим документом. Кроме того, нормой установлено, что секс-заведения могут размещаться везде, кроме зданий, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, учреждений охраны здоровья, почты и связи, учебных заведений, учреждениях культуры, в жилых домах и т.д.

 Законопроект предусматривает обязательное регулярное прохождение проститутками медицинского обследования, создание профессиональных союзов, предоставление широкого спектра социальных гарантий.

Одним из самых впечатляющих нововведений проекта является положение о повышенном участии государства в профессиональной деятельности проституток. Так, документ предписывает государству способствовать развитию и деятельности секс-заведений, а также предпринимать меры к повышению имиджа труда проституток.

Разработчики проекта зашли настолько далеко, что даже предусмотрели международное сотрудничество в области проституции и осуществления деятельности секс-заведений.

Несколькими словами проект оговаривается о полномочиях органов центральной власти в области обеспечения деятельности проституток и секс-заведений. И…на этом все.

Так, подводя итоги исследованию нового законопроекта, следует отметить, что, несмотря на заявленные в сопроводительной записке цели, половина из них своего отображения в проекте не нашли. В частности, законопроект совершенно не уделяет никакого внимания основной, на наш взгляд, цели – пополнению государственного бюджета. В документе не содержится никаких предложений в отношении введения нового вида предпринимательской деятельности на уровне законодательства, уточнения системы налогообложения для нового вида предпринимателей и т.д. При этом эксперты, дав предварительную оценку возможным поступлениям в бюджет в случае легализации проституции, определили минимальную сумму поступлений аж в 15 млрд. грн.

Не предусмотрены проектом и потребительские гарантии, а также ответственность проституток за нарушение правил занятия указанным видом деятельности (например, за заражение клиента каким-либо заболеванием, причинение иного вреда здоровью клиента).

Общее впечатление от нового законопроекта: он призван защитить проституток, как одну из категорий честно работающих граждан, предоставив им разнообразные социальные гарантии и права в области труда.

Пока законопроект находится на рассмотрении в профильном Комитете по вопросам промышленной политики и предпринимательства, и дойдет ли дело до рассмотрения его на пленарном заседании ВРУ пока не ясно. Однако будем надеяться, что здравый смысл все же возьмет верх и парламент примет верное выверенное решение.

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...
Колесников Владислав Як виникає право власності
Сапронова Марина НОТАТКИ ДЛЯ ІНОЗЕМНИХ ІНВЕСТОРІВ
Ирклиенко Андрей Конституционная Жалоба как право на пересмотр дела по исключительным ...