Новый Закон «О прокуратуре»: позитив и негатив.

14 октября 2014 года принят новый Закон Украины «О прокуратуре». Согласно документу прокуратура является единой системой, которая в предусмотренном Законом порядке выполняет возложенные на нее Конституцией функции с целью защиты прав и свобод человека, общих интересов общества и государства. К слову сказать, прежний закон определения прокуратуре не давал. Функции же ведомства совершенно не изменились и слово в слово перекочевали в новый документ:
1)  Поддержание гособвинения в суде;
2)  Представительство интересов гражданина и государства в суде в случаях, предусмотренных законом;
3)  Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4)  Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Практически в первых статьях закона за прокуратурой закреплена обязанность информировать общественность о своей деятельности через средства массовой информации не реже, чем дважды в год.  При этом сам Генеральный прокурор Украины не реже, чем один раз в год отчитывается в проделанной работе на пленарном заседании Верховной Рады Украины, а руководители местных и региональных прокуратур на открытых заседаниях соответствующих советов (с привлечением СМИ) информируют население о состоянии дел (обобщенные статистические и аналитические данные) не реже, чем дважды в год. Также информация о деятельности органов прокуратуры подлежит оглашению в общегосударственных и местных печатных средствах массовой информации, а также на официальных сайтах структурных подразделений.
Абсолютно новой представлена в новом законе структура органов прокуратуры. Теперь ее составляют Генеральная прокуратура Украины, региональные, местные, военные прокуратуры, а также Специализированная антикоррупционная прокуратура. При этом, система местных прокуратур в отличие от уже существующей не всегда соответствует административно-территориальному делению. Четкий перечень местных прокуратур содержится в приложении к закону.
Наибольшим позитивом нового закона специалисты называют официальное закрепление обязанности прокуроров подчиняться своим руководителям только в пределах письменных приказов административного характера, связанных с организационными вопросами деятельности прокурора или прокуратуры (ст. 17).
Порядок отбора претендентов на должность прокурора любого уровня значительно усложнена, что также, по-видимому, следует отнести к «плюсам» нового закона. Фактически процедура теперь включает более 10 этапов: вынесение решения Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров о проведении очередного отбора кандидатов на должность прокурора; размещение решения на официальном сайте ведомства; сбор заявлений от лиц, изъявивших желание занять должность; проверка соответствия лиц требованиям, предъявляемым к кандидату на должность прокурора; сдача квалификационного экзамена; обнародование списка лиц, успешно прошедших экзамен;  спецпроверка лиц, удачно сдавших экзамен; выведение рейтинга среди лиц, прошедших экзамен и спецпроверку; прохождение избранным кандидатом подготовки в Национальной академии прокуратуры Украины; зачисление в резерв кандидатов, не избранных на должность; направление Квалифкомиссией представления руководителю местной прокуратуры о назначении кандидата на должность прокурора; назначение на должность; принятие присяги (ст. 29).
На должность прокурор назначается бессрочно.
Новым законом также создаются новые органы прокурорского самоуправления в обеспечение гарантии независимости их деятельности. К новым органам отнесены Всеукраинская конференция работников прокуратуры, а также Совет прокуроров Украины. В полномочия указанных органов кроме прочего будут входить: назначение членов Высшего совета юстиции, а также принятие решения об освобождении их от занимаемой должности, решение вопросов финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры, внесение предложений относительно назначения прокуроров на различные административные должности и т.д.
Закон устанавливает четкую процедуру привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности, что также отнесено нами к позитиву. Вопросы привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности отныне решаются не руководителем и непосредственным начальником, а Квалификационно-дисциплинарной комиссией, в состав которой помимо прокуроров будут входить двоек ученых, адвокат и трое представителей Уполномоченного ВРУ по правам человека. Согласитесь, справедливо.
К негативным чертам закона некоторые юристы относят следующие.
1. Бессрочное назначение местных и региональных прокуроров. Давайте подумаем, так ли это негативно? Речь ведь идет не о руководителях структурных подразделений, а о рядовых сотрудниках. Может тогда имеет смысл говорить и о срочном назначении на должность сотрудников полиции. Согласитесь, несколько абсурдно. Да и затрат с вечным переизбранием и конкурсами станет гораздо больше. И все они вновь лягут на плечи рядовых граждан страны.
2. Возможность несогласия Генерального прокурора Украины с кандидатурой, предложенной на должность прокурора Советом прокуроров. Эта норма многим юристам кажется коррупционной, ведь Генеральный прокурор намеренно может не согласовывать массу кандидатов, чтобы в итоге поставить «своего человека». Во-первых, отметим, что такое поведение не сможет быть незамеченным общественностью и явно найдет соответствующую реакцию в обществе, а во-вторых совершенно оправдано, по нашему мнению, если руководитель структуры не видит наличия определенных качеств в том или ином кандидате для занятия определенной должности и не соглашается на его назначение. Так или иначе, а руководитель структуры, как и любого предприятия в целом, должен иметь право голоса в отношении назначения своих подчиненных и сотрудников.
3. Как ни странно, но к недостаткам причисляют и защищенность  расходов на содержание органов прокуратуры расходами бюджета (ст. 89). По мнению недовольных, такая формулировка идет в разрез с положениями Бюджетного кодекса и создает опасный прецедент, позволяющий требовать такого рода «защищенность» всем государственным органам. 
Как видим, новый закон предлагает немало нововведений. Положительные они или отрицательные – покажет время. На сегодняшний день закон еще не начал воплощаться в жизнь. Отбор кандидатов на должности не проведен, структура прокуратуры осталась прежней. Будем надеяться на то, что задумка законодателя о создании действительно европейской модели прокуратуры, соответствующей требованиям правового государства, коим является Украина, все же не останется просто задумкой. 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ