Новый Закон «О прокуратуре»: позитив и негатив.

14 октября 2014 года принят новый Закон Украины «О прокуратуре». Согласно документу прокуратура является единой системой, которая в предусмотренном Законом порядке выполняет возложенные на нее Конституцией функции с целью защиты прав и свобод человека, общих интересов общества и государства. К слову сказать, прежний закон определения прокуратуре не давал. Функции же ведомства совершенно не изменились и слово в слово перекочевали в новый документ:
1)  Поддержание гособвинения в суде;
2)  Представительство интересов гражданина и государства в суде в случаях, предусмотренных законом;
3)  Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4)  Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Практически в первых статьях закона за прокуратурой закреплена обязанность информировать общественность о своей деятельности через средства массовой информации не реже, чем дважды в год.  При этом сам Генеральный прокурор Украины не реже, чем один раз в год отчитывается в проделанной работе на пленарном заседании Верховной Рады Украины, а руководители местных и региональных прокуратур на открытых заседаниях соответствующих советов (с привлечением СМИ) информируют население о состоянии дел (обобщенные статистические и аналитические данные) не реже, чем дважды в год. Также информация о деятельности органов прокуратуры подлежит оглашению в общегосударственных и местных печатных средствах массовой информации, а также на официальных сайтах структурных подразделений.
Абсолютно новой представлена в новом законе структура органов прокуратуры. Теперь ее составляют Генеральная прокуратура Украины, региональные, местные, военные прокуратуры, а также Специализированная антикоррупционная прокуратура. При этом, система местных прокуратур в отличие от уже существующей не всегда соответствует административно-территориальному делению. Четкий перечень местных прокуратур содержится в приложении к закону.
Наибольшим позитивом нового закона специалисты называют официальное закрепление обязанности прокуроров подчиняться своим руководителям только в пределах письменных приказов административного характера, связанных с организационными вопросами деятельности прокурора или прокуратуры (ст. 17).
Порядок отбора претендентов на должность прокурора любого уровня значительно усложнена, что также, по-видимому, следует отнести к «плюсам» нового закона. Фактически процедура теперь включает более 10 этапов: вынесение решения Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров о проведении очередного отбора кандидатов на должность прокурора; размещение решения на официальном сайте ведомства; сбор заявлений от лиц, изъявивших желание занять должность; проверка соответствия лиц требованиям, предъявляемым к кандидату на должность прокурора; сдача квалификационного экзамена; обнародование списка лиц, успешно прошедших экзамен;  спецпроверка лиц, удачно сдавших экзамен; выведение рейтинга среди лиц, прошедших экзамен и спецпроверку; прохождение избранным кандидатом подготовки в Национальной академии прокуратуры Украины; зачисление в резерв кандидатов, не избранных на должность; направление Квалифкомиссией представления руководителю местной прокуратуры о назначении кандидата на должность прокурора; назначение на должность; принятие присяги (ст. 29).
На должность прокурор назначается бессрочно.
Новым законом также создаются новые органы прокурорского самоуправления в обеспечение гарантии независимости их деятельности. К новым органам отнесены Всеукраинская конференция работников прокуратуры, а также Совет прокуроров Украины. В полномочия указанных органов кроме прочего будут входить: назначение членов Высшего совета юстиции, а также принятие решения об освобождении их от занимаемой должности, решение вопросов финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры, внесение предложений относительно назначения прокуроров на различные административные должности и т.д.
Закон устанавливает четкую процедуру привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности, что также отнесено нами к позитиву. Вопросы привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности отныне решаются не руководителем и непосредственным начальником, а Квалификационно-дисциплинарной комиссией, в состав которой помимо прокуроров будут входить двоек ученых, адвокат и трое представителей Уполномоченного ВРУ по правам человека. Согласитесь, справедливо.
К негативным чертам закона некоторые юристы относят следующие.
1. Бессрочное назначение местных и региональных прокуроров. Давайте подумаем, так ли это негативно? Речь ведь идет не о руководителях структурных подразделений, а о рядовых сотрудниках. Может тогда имеет смысл говорить и о срочном назначении на должность сотрудников полиции. Согласитесь, несколько абсурдно. Да и затрат с вечным переизбранием и конкурсами станет гораздо больше. И все они вновь лягут на плечи рядовых граждан страны.
2. Возможность несогласия Генерального прокурора Украины с кандидатурой, предложенной на должность прокурора Советом прокуроров. Эта норма многим юристам кажется коррупционной, ведь Генеральный прокурор намеренно может не согласовывать массу кандидатов, чтобы в итоге поставить «своего человека». Во-первых, отметим, что такое поведение не сможет быть незамеченным общественностью и явно найдет соответствующую реакцию в обществе, а во-вторых совершенно оправдано, по нашему мнению, если руководитель структуры не видит наличия определенных качеств в том или ином кандидате для занятия определенной должности и не соглашается на его назначение. Так или иначе, а руководитель структуры, как и любого предприятия в целом, должен иметь право голоса в отношении назначения своих подчиненных и сотрудников.
3. Как ни странно, но к недостаткам причисляют и защищенность  расходов на содержание органов прокуратуры расходами бюджета (ст. 89). По мнению недовольных, такая формулировка идет в разрез с положениями Бюджетного кодекса и создает опасный прецедент, позволяющий требовать такого рода «защищенность» всем государственным органам. 
Как видим, новый закон предлагает немало нововведений. Положительные они или отрицательные – покажет время. На сегодняшний день закон еще не начал воплощаться в жизнь. Отбор кандидатов на должности не проведен, структура прокуратуры осталась прежней. Будем надеяться на то, что задумка законодателя о создании действительно европейской модели прокуратуры, соответствующей требованиям правового государства, коим является Украина, все же не останется просто задумкой. 

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Державна допомога при народженні дитини
Колесников Владислав Тихий час або комендантська година
Колесников Владислав Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...