Статьи

Новый Закон Украины «Об органах внутренних дел» - новые проблемы

02 июля текущего года во втором чтении Верховной Радой принят Закон «Об органах внутренних дел в Украине». За прошедшее с этого дня время закон успел приобрести множество сторонников и противников. Давайте рассмотрим, что же стало почвой для активных дискуссий в новом документе.
Итак, согласно новому закону, органы внутренних дел составляют единую систему органов исполнительной власти и военных формирований, принимающую участие и непосредственно реализующую государственную политику в области внутренних дел. К системе органов внутренних дел отнесены Министерство внутренних дел, Национальная полиция, Государственная пограничная служба, Государственная миграционная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям и Национальная гвардия Украины.   
Интересными видятся выводы, сделанные Главным юридическим управлением относительно корректности изложения и целесообразности различных норм закона. Так, специалисты отметили крайнюю ограниченность регулятивных норм в тексте. Большинство из указанных норм касаются лишь Министерства внутренних дел, оставляя не охваченной и не урегулированной деятельность иных ведомств и служб. Так, о Национальной полиции, Национальной гвардии, службах упоминается лишь в ст. 4 Закона, освещающей структуру органов внутренних дел, а также в нескольких последующих статьях, дающих определение указанным структурам. Более ни одной статьи этим органам не посвящено.
Нецелесообразным посчитало Управление и объединение в понятии «внутренних дел» таких различных по своей сути видов деятельности, как правоохранительная деятельность, деятельность по обеспечению национальной безопасности, деятельность по охране суверенных прав Украины в ее исключительной экономической зоне и гражданская оборона.
Создание упомянутой выше системы органов внутренних дел, по мнению специалистов, совершенно не согласовывается с положениями Конституции Украины, в частности со ст. 116, закрепляющей право создания, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти за Кабинетом министров Украины, но никак не за Верховной Радой или иными субъектами.
Верным видится и замечание относительно необходимости пересмотра и внесения изменений во все действующие нормативные акты, касающиеся деятельности военных формирований и правоохранительной деятельности, деятельности органов внутренних дел и т.д. в разрезе нового видения системы органов внутренних дел, как системы гражданских органов исполнительной власти. Однако подобные предложения, даже в перспективе, законом не содержатся.
Новый закон также не содержит перечня функций, возложенных на Министерство внутренних дел, ограничиваясь лишь перечислением основных задач, стоящих перед Министерством. Функции, как указано в  документе, будут изложены в иных законах. Это несколько странно, ведь закон об органах внутренних дел претендует на звание основополагающего в отрасли. Кроме того, с принятием нового закона, ранее действующий Закон «Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины» утратит свою силу, а, значит, вопрос функций Министерства останется неурегулированным.
Много вопросов вызвало также изложение статьи 13 Закона, касающейся материального обеспечения органов внутренних дел. Статья предусматривает финансирование органов, как за счет средств государственного бюджета, так и за счет иных источников, не запрещенных законом. В то же время, Закон Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» предусматривает возможность исключительно государственного (бюджетного) финансирования органов государственной власти. Создание и использование каких бы то ни было внебюджетных фондов или счетов категорически запрещено.
Возмущение вызывает и норма закона, предоставляющая право непосредственного оперативного доступа к любым государственным реестрам и базам данных в объемах и порядке, предусмотренном законодательством, неограниченному количеству сотрудников органов внутренних дел. Да и сам порядок пока неизвестен. Такое положение вещей может привести к множественным случаям нарушения гарантированного Конституцией права на личную жизнь.
Объемы и порядок доступа к конфиденциальной информации, касающейся личной жизни человека, порядок ее использования и распространения должны быть установлены исключительно на законодательном уровне, а не на уровне подзаконных актов, как это предлагается в Законе. Только так мы сможем осуществлять эффективный контроль над деятельностью органов внутренних дел и их сотрудников, а также получим возможность привлекать виновных лиц за недобросовестное и незаконное использование личной информации.
Что сказать? Несмотря на большое количество вполне очевидных недостатков, Закон принят во втором чтении в целом, без требования поправок и дополнений. Понятно, что реформирование системы хочется провести уже сейчас и уже сегодня, моментально получить положительный результат, но стоит ли делать это именно таким образом – с ошибками, недочетами, создавая еще больший хаос в системе?! Впереди заключительный этап принятия закона. А нам остается только надеяться на лучшее, на мудрость и опытность руководителей органов внутренних дел, способных даже в такой нелегкой ситуации принимать достойные решения.

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...
Колесников Владислав Як виникає право власності
Сапронова Марина НОТАТКИ ДЛЯ ІНОЗЕМНИХ ІНВЕСТОРІВ
Ирклиенко Андрей Конституционная Жалоба как право на пересмотр дела по исключительным ...
Колесников Владислав Що робити, коли родич помер на тимчасово окупованій території?