Статьи

Оспаривание решения налоговой после внеплановой проверки

Как известно, на сегодняшний день налоговыми инспекциями могут проводиться два вида проверок: плановая и внеплановая. Плановая проверка проводится налоговой один раз в один, два или три года, в зависимости от степени риска в деятельности соответствующего налогоплательщика и вида проверки (документальная, камеральная, фактическая). Сроки проведения такой проверки закрепляются в плане-графике соответствующего налогового органа на текущий год. О проведении плановой проверки налогоплательщика извещают заранее – не позже, чем за 10 суток до самой проверки.

Совершенно другим является порядок проведения внеплановых проверок. Во-первых, закон, а именно ст. 78 Налогового кодекса Украины предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, в связи с которыми может быть проведена указанная проверка. Помимо прочих, к ним относятся следующие:
  • если во время проверки иных налогоплательщиков или путем получения налоговой информации будет установлено, что предприятием допускаются нарушения налогового, валютного и др. законодательства. Проверка осуществляется в том случае, если налогоплательщик не сможет в течение 10 дней с момента получения запроса налоговой документально подтвердить правомерность своей хозяйственной деятельности.
  • не своевременная сдача финансовой и налоговой отчетности;
  • налогоплательщик подал уточняющий расчет в налоговый орган за уже проверенный период;
  • при обнаружении недостоверности данных в документах финансовой и налоговой отчетности, если налогоплательщик не сможет дать документально обоснованные пояснения по указанному факту в течение 10 дней с момента получения запроса налоговой;
  • налогоплательщик подал возражения к акту проверки или жалобу на принятое по результатам проверки уведомление-решение, в которых он требует полного или частичного пересмотра результатов проверки. В таком случае возможна внеплановая проверка, предметом которой станет только обжалуемая часть решения.
  • в случае реорганизации, прекращения деятельности юридического лица, начала процедуры банкротства, либо в связи с заявлением о снятии с учета плательщика налога;
  • иные обстоятельства, предусмотренные ст. 78 НКУ.
О проведении внеплановой документальной проверки принимается соответствующее решение руководителем контролирующего органа, оформляемое приказом. Копия соответствующего приказа должна быть вручена под расписку руководителю предприятия перед началом проверки (в отличии от плановой проверки, это действие совершается, как правило, в тот же день), иначе прибывшие на предприятие сотрудники налоговой, теряют право на проведение такой проверки.

Внеплановая налоговая проверка предприятия может быть как выездной, так и не выездной.

Решение налоговой (акт) по результатам проведения внеплановой проверки может быть обжаловано равно, как и решение (приказ) о проведении такой проверки. Разницы между обжалованием акта плановой и внеплановой проверок нет. Есть лишь отдельные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении  соответствующей жалобы.

Важно различать подачу возражений к акту проверки и собственно обжалование акта.

Согласно ст. 86.7 Налогового кодекса Украины налогоплательщик или его законные представители в случае несогласия с актом проверки на протяжении 5 рабочих дней имеют право подать свои возражения к акту в контролирующий орган по месту учета плательщика налогов. Возражения рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Если налогоплательщик желает присутствовать при рассмотрении его возражений, о месте и времени проведения рассмотрения ему сообщается заблаговременно. Уведомление –решение принимается с учетом выводов решения по возражениям и составляется в течение 3 дней с момента вручения налогоплательщику  решения по его возражениям к акту.

Оспорить решения налоговых органов согласно ст. 56 Налогового кодекса Украины можно в административном и судебном порядке.
Административный порядок предусматривает обращение налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган высшего уровня в течение 10 дней с момента получения уведомления-решения. То есть, если акт был составлен сотрудниками налоговой инспекции района в городе, то следующей инстанцией для обжалования решения является Главное управление Государственной фискальной службы в области.
Опытные юристы советуют начинать «борьбу за восстановление справедливости» с административного обжалования, поскольку в случае негативного решения, оно не исключает дальнейшего обращения в суд за восстановлением и защитой своих прав. В то время, как судебное обжалование решений налоговой исключает возможность обратится с жалобой в административном порядке.

Судебное обжалование уведомления-решения происходит в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ). Налогоплательщик имеет право обратится в суд с жалобой на неправомерность решения по результатам проверки в течение 6 месяцев со дня, когда ему стало известно о допущенных нарушениях, но не более, чем в течение 1095 дней с момента получения уведомления-решения.
Судебное обжалование решения налоговой по результатам внеплановой проверки не всегда заканчивает решением суда 1 инстанции, чаще жалоба проходит апелляцию и кассацию.

На сегодняшний день средняя продолжительность рассмотрения жалоб на акты проверок налоговой в суде составляет от двух до трех месяцев.
Следует отметить, что споры с налоговой, особенно по результатам внеплановых проверок, – дело совершенно непростое. У многих предпринимателей, давно и плодотворно ведущих бизнес на территории Украины, всегда есть на примете юрист для решения проблем с налоговыми органами. Дело в том, что налоговое законодательство – крайне динамичная отрасль. Изменения, дополнения и поправки в законодательные и нормативные акты вносятся (без преувеличений) каждый день. Кроме того, существует целый ряд специальных отраслевых распоряжений, приказов, писем и постановлений, инструкций по проведению тех или иных налоговых процедур. Поэтому налоговый юрист, а также юридическое сопровождение предприятия по вопросам налогового законодательства, – скорее не желательное условие, а необходимость для нормального функционирования Вашего бизнеса.
Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...
Колесников Владислав Як виникає право власності
Сапронова Марина НОТАТКИ ДЛЯ ІНОЗЕМНИХ ІНВЕСТОРІВ
Ирклиенко Андрей Конституционная Жалоба как право на пересмотр дела по исключительным ...
Колесников Владислав Що робити, коли родич помер на тимчасово окупованій території?