Почему политический популизм превратил работоспособный механизма предоставления ОНК в мертвые нормы Закона?

Законодательная деятельность в Украине все чаще приобретает формы масштабной PR-акции. Несмотря на ряд предложенных и даже реализованных нововведений, темпы экономического развития государства, которые находятся в непосредственной зависимости от возможности свободного развития бизнеса, оставляют желать лучшего.

Конечно, непростая ситуация, в основном, является следствием ряда внешнеполитических обстоятельств и угроз, с которыми в актуальное время пришлось столкнуться нашей стране. Однако, определенная часть сложностей так же остается продуктом непродуманной внутренней политики Украины.

О том, почему в Украине принятие Закона не всегда предполагает его практическое применение, и почему отдельные нововведения не выполняются даже их инициаторами — наш сегодняшний разговор.

Продолжая тему взаимодействия представителей налогоплательщиков и контролирующих органов, хочется поднять проблематику о предоставлении обобщающих налоговых консультаций, которые, согласно действующей редакции Налогового кодекса Украины, являются функцией Министерства финансов Украины. Так, согласно действующей редакции НКУ, обобщающая налоговая консультация — это обнародование позиции Министерства финансов Украины, сложившейся по результатам обобщения индивидуальных налоговых консультаций, предоставленных налоговыми органами налогоплательщикам, или в случае неоднозначности применения отдельных норм налогового законодательства.

Рассматривая ретроспективу обобщающих налоговых консультаций, следует вспомнить, что с момента вступления в силу НКУ и к 01.09.2015 предоставления таких консультаций осуществлялось контролирующими органами (ГНАУ, Министерством доходов и сборов Украины), и такие разъяснения были очень полезны в использовании налогоплательщиками в своей деятельности.

Для просмотра обобщающих налоговых разъяснений и для решения проблемных вопросов применения НКУ в июле 2016 Министерством финансов Украины был запущен проект «Аудит налоговых консультаций», в рамках которого предполагалось разработать прозрачную и понятную методологию определения актуальных спорных вопросов и принятия обобщающих консультаций: в том числе — путем открытого обсуждения проектов обобщающих налоговых консультации с представителями бизнеса и судебной ветви власти. Но уже почти середина мая 2017 года, а результаты данного проекта неизвестны, и существует подозрение — вообще отсутствуют.

При этом следует отдать должное представителям гражданского общества и бизнес-сообществам, которые в течение предыдущего и текущего года постоянно обращались в Министерство финансов Украины по поводу предоставления ОНК. Кроме того, как ими, так и Государственной фискальной службой Украины, предоставлялись даже проекты таких ОНК. В частности, они касались отдельных вопросов трансфертного ценообразования; порядка расчета корректировок финансового результата до налогообложения налогом на прибыль; обязанности уплаты авансового взноса по налогу на прибыль государственным унитарным предприятием при направлении в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода); вопросов согласования сроков представления годовой финансовой и налоговой отчетности. Но Министерство финансов Украины, даже при такой профессиональной методологической помощи, так и не смогло в течение полутора лет выдать ни одной ОНК.

Появляются вполне закономерные вопросы — почему законодательно закрепленная за Министерством финансов Украины функция по изданию ОНК является до сих пор не реализованной, и зачем было реально работающий механизм предоставления ОНК превращать на мертвые и недействующие нормы Закона? Ответ, вероятно, лежит в плоскости ответственности, а именно — возможности отмены ОНК в судебном процессе. И снова, рассмотрев только этот небольшой вопрос применения норм НКУ, предложенных в 2015-2016 Министерством финансов Украины, можно прийти к выводу, что реформа фискальной службы является – лишь профанированными и недействующими нормами. Содержание нововведений не выполняется даже их инициатором, и, как показывает практика, является функциональной недееспособностью исполнительной власти, а привлечение институтов гражданского общества — лишь показательной, рекламной акцией без каких-либо последствий.

Источник: LDaily
Мнения экспертов
Мнения экспертов
Ирклиенко Андрей Верховенство Права или Верховенство Закона
Ирклиенко Андрей Что делать если Вашу квартиру затопили соседи сверху?
Колесников Владислав Чи можливо зареєструвати право власності за особою, яка вже померла?
Колесников Владислав Що робити, коли у документах спадкодавця помилка?
Колесников Владислав Особливості виділення земельних часток (паїв)
Колесников Владислав Як зареєструвати своє місце проживання у дачному (садовому) будинку?