Статьи

Привлечение к ответственности за нарушение ПДД: новеллы законодательства.

Не так давно Президентом Украины в торжественной обстановке подписан Закон Украины «О национальной полиции», возлагающий помимо прочего на новую службу обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. С вступлением закона в силу (а это случится уже в ноябре текущего года) Государственная автоинспекция Украины в том виде, к которому мы привыкли, перестанет существовать в принципе. Изменится и система фиксации нарушений водителями ПДД, перейдя практически полностью в автоматический режим. Однако, это не единственные изменения в порядке привлечения к ответственности нарушителей ПДД. 
14.07.2015 парламентом страны принят новый Закон, вносящий изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Закон Украины «О дорожном движении» в целях повышения качества регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения (№ 596-VIII).
Итак, по порядку. Новым законом четко определено, что административную ответственность за нарушения ПДД, зафиксированные автоматическим путем, несут юридические и физические лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство на момент совершения правонарушения находилось не во владении собственника вследствие противоправного завладения им иными лицами. Для физических лиц исключение также составляют случаи, когда управление автомобилем осуществляло иное лицо  по разрешению собственника. Однако, как мы понимаем, при автоматической фиксации нарушения установить, кто именно находился за рулем невозможно, поэтому изначально нарушение автоматически фиксируется за собственником. Далее – дело собственника – доказывать свою правоту или смириться с взысканием. 
Интересной новеллой закона стало введение системы «штрафных баллов». Взыскание в виде штрафных баллов можно считать «условным», заранее прощаемым от имени государства. Каждому гражданину Украины, имеющему право управления транспортным средством, в начале каждого года насчитывается 150 «льготных» штрафных баллов, имеющих срок действия в 1 год. При допущении правонарушения с правонарушителя в автоматическом режиме снимается определенное количество баллов, предусмотренное за тот или иной вид правонарушения в КУоАП. Когда штрафные баллы исчерпаны – назначается реальное административное взыскание. 
Отдельного внимания заслуживают изменения в системе штрафных санкций за те или иные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. 
По большей части изменения можно назвать «лишающими выбора». Дело в том, что закон исключил из санкций статей КУоАП практически все «вилки», лишая, таким образом, суд и иных уполномоченных субъектов права выбора размера взыскания.
К примеру, за выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов и иных передвижных средств, с превышающими норму содержания загрязняющими веществами в отработанных газах, штрафные санкции теперь составят 80 необлагаемых минимумов доходов граждан, в отличие от предыдущей «вилки» - от 80 до 130. 
Далеко не все специалисты согласны и одобряют принятое законодателем решение. Ведь новые стандарты можно расценивать, как смягчение административной ответственности за нарушения в сфере безопасности движения. 
Особый резонанс в обществе и профессиональной среде вызвали изменения, внесенные в ст. 121 КУоАП «Нарушение водителем правил управления транспортным средством, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами» и 130 КУоАП «Управление транспортными средствами или судами лицами, которые находятся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под действием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и быстроту реакции». Так, за управление пассажирским транспортным средством (имеются в виду маршрутные такси, автобусы и т.д.), имеющим некоторые виды неисправностей, водителю будет назначен штраф в размере 40 необлагаемых минимумов доходов граждан. Ранее же в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения штраф мог быть назначен в пределах от 40 до 50 минимумов. За нарушение правил пользования ремнями безопасности теперь предусмотрен штраф ровно в три необлагаемых минимума, в то время как ранее существовала «вилка» - от 3 до 5. 
В ст. 130 КУоАП изменения также коснулись смягчения взыскания в сторону нижнего предела штрафных санкций. Теперь за управление транспортом в состоянии опьянения водитель может быть оштрафован лишь на 200 необлагаемых минимумов доходов граждан. Ранее же суду предоставлялась возможность самостоятельно определиться с размером штрафа в пределах от 200 до 350 необлагаемых минимумов. 
Таким же образом смягчились штрафные санкции и в иных статьях КУоАП – ст. ст. 122, 133-1, 139, 140 и т.д.
Освещения заслуживает и дополнение ст. 122 КУоАП примечанием о субъекте совершения правонарушения. Примечание уточняет, что к административной ответственности за нарушение ПДД в части превышения скорости движения, проезда на запрещающий знак, остановки в неположенном месте и т.д. может быть привлечено только то лицо, которое управляло транспортным средством на момент его совершения, а не собственник авто. 
В целом изменения, внесенные законодателем в акты, касающиеся безопасности дорожного движения вполне объяснимы. Они призваны побороть существующую в этой отрасли коррупцию. Ведь лишенные права самостоятельно избирать размер штрафных санкций правоохранители и суд, будут лишены возможности шантажировать этим фактом водителей, а значит и поводов для коррупции станет меньше. Но вот стоило ли склоняться в сторону смягчения штрафных санкций во всех случаях нарушения ПДД – вопрос открытый. Разве заслуживает водитель, севший пьяным за руль и поставивший под угрозу не только свою, но и десятки чужих жизней, снисхождения? Видимо, надеяться в этом случае приходится лишь на благоразумие водителей и автовладельцев.

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Державна допомога при народженні дитини
Колесников Владислав Тихий час або комендантська година
Колесников Владислав Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...