Статьи

Профессия частного агента по принудительному исполнению: миф или реальность для Украины?

Исполнительная система Украины уже давно требует реорганизации и усовершенствования. По данным различных социальных опросов, Государственная исполнительная служба относится к числу самых коррумпированных органов государственной власти в Украине. Многолетний опыт иных государств (в том числе европейских) говорит о том, что единственно верным и эффективным методом преодоления существующих проблем является создание негосударственных форм исполнения судебных решений.

Так, во Франции исполнением судебных решений занимаются частные лица, получившие соответствующую лицензию у государства. Их правовой статус объединяет в себе статусы государственного исполнителя и частного предпринимателя. Судебный исполнитель во Франции – это лицо, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее двухгодичную стажировку при конторе государственного исполнителя и удачно сдавшее государственный экзамен. Судебные исполнители назначаются на должность Министром юстиции Франции и подконтрольны органам прокуратуры.

Осуществляя свою деятельность, частный исполнитель действует от имени государства и выступает в качестве должностного лица. Исполнитель не имеет права выбора клиентов.

С целью поддержания необходимого уровня профессиональных знаний, исполнители во Франции, проходят программы беспрерывного обучения (повышения квалификации) в Национальной школе судопроизводства и других учебных заведениях.  

Заработная плата частных исполнителей, как правило, исчисляется в процентном соотношении к взыскиваемой с должника сумме.

Аналогичные негосударственные исполнительные системы с успехом действуют в Бельгии, Нидерландах, странах Балтии и, даже, Казахстане.

В Украине проект Закона «О присяжных исполнителях» впервые внесен на рассмотрение в Верховную Раду Украины 02.12.2014. Инициатором создания законопроекта выступил народный депутат Украины Мирошниченко Ю..  Документ разрабатывался в Комитете по вопросам правовой политики и правосудия.  

Согласно Заключению Главного научно-экспертного управления от 06.03.2015 законопроект может быть взят за основу при условии доработки и внесения некоторых дополнений. Так, законопроектом не учтена необходимость одновременного внесения изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве», в частности касающихся сохранения профессиональной тайны.  Кроме того Управление не согласно с необходимостью сокращения штата Государственной исполнительной службы в связи с формированием системы присяжных исполнителей. Также специалисты советуют перед введением Закона в действие проверить его эффективность экспериментальным путем на примере 2-3 областей.

Не четко сформулирована в законопроекте и организационно-правовая форма деятельности присяжных исполнителей. Не ясно, является ли деятельность исполнителя предпринимательской деятельностью или независимой профессиональной деятельностью, не являющейся предпринимательством.

Экспертное управление в своем Заключении сделало акцент на том факте, что деятельность присяжных исполнителей может быть подвергнута криминализации. С целью уменьшения риска злоупотребления полномочиями, с точки зрения специалистов, требования к претендентам на занятие должности исполнителя должны быть усилены. Так, Управление предлагает дополнить список уже имеющихся требований (гражданин Украины (естественно, дееспособный) с высшим юридическим образованием, имеющий стаж работы в области права не менее 3 лет, владеющий государственным языком и сдавший квалификационный экзамен) следующими:
  • не может быть исполнителем лицо, совершившее ранее коррупционные действия,
  • не может быть присяжным исполнителем лицо, уволенное из правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата и государственной службы по основаниям, ставящим под сомнение добросовестность исполнения лицом своих должностных обязанностей.
Также по аналогии с иными странами, уже практикующими применение Института присяжных (частных) исполнителей, Управление предлагает ввести обязательную стажировку претендентов на протяжении одного-двух лет при Государственной исполнительной службе.

На первоначальном этапе деятельности присяжных исполнителей, по мнению экспертов Управления, соответствующие должности должны занимать бывшие работники Государственной исполнительной службы.

Что касается оплаты работы частных исполнителей, то ст. 19 Законопроекта предусматривает два варианта расчета. Первый – в зависимости от взыскиваемой суммы (%), второй – фиксированная сумма за осуществление исполнительных действий. Граничные ставки вознаграждения частных исполнителей будут установлены Кабинетом Министров Украины.

Интересным является то, что документ, содержащий расчеты вознаграждения исполнителя, утверждается уполномоченным центральным органом исполнительной власти. Надо отметить, что никаких замечаний к указанной норме Управлением высказано не было.

Помимо рассмотренных выше, Управлением предложен еще целый ряд необходимых дополнений и поправок к законопроекту, однако первый шаг на пути реформирования системы исполнения судебных решений уже сделан.

Закон должен быть доработан, принят и введен в действие уже к сентябрю 2015 года. Это является одним из необходимых условий приведения системы органов государства, а также правовой системы в целом в соответствии со стандартами, установленными и поддерживаемыми Советом Европы.
Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...
Колесников Владислав Як виникає право власності
Сапронова Марина НОТАТКИ ДЛЯ ІНОЗЕМНИХ ІНВЕСТОРІВ
Ирклиенко Андрей Конституционная Жалоба как право на пересмотр дела по исключительным ...
Колесников Владислав Що робити, коли родич помер на тимчасово окупованій території?