Реформа-2017: какие ловушки скрывает новая редакция Налогового кодекса Украины?

Мы продолжаем говорить о налогах, и на этот раз речь пойдет о налоговых накладных, которые для плательщиков налога на добавленную стоимость, являются основой для учета этого налога. С целью получения детальных разъяснений, мы обратились к эксперту.

Многолетняя хроническая налоговая реформа, которая должна, по словам чиновников, улучшать администрирование налогов и условия ведения бизнеса, ежегодно приносит налогоплательщикам многоуровневые ребусы, которые бизнес должен в большинстве случаев решать самостоятельно. Так, например, одной из сложностей первых месяцев 2017 стала проблема нововведений по налоговым накладным.

С 1 января 2017 года, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1797, введено сплошное кодирования всех товаров и услуг в налоговых накладных.

К настоящему времени это касалось только подакцизных и импортируемых товаров. Таким образом, в начале года все бухгалтерское сообщество вместо бухгалтерского учета занимается определением кода украинских товаров и услуг, что является довольно сложным процессом: иногда со многими неизвестными.

Так, например, коды на такие товары как недвижимость или земля, не определены законодательно установленной Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности, которая базируется на международной номенклатуре товаров, разработанной Всемирной таможенной организацией, поскольку такие товары априори не могут быть предметом экспортно-импортных операций. Но тепло, вода, кондиционированный или охлажденный воздух, в соответствии с налоговым законодательством, являются товарами, хотя они и отсутствуют в перечне УКТ ВЭД, поскольку не подлежат возможности экспорта или импорта. В свою очередь, они классифицируются как услуга в другом государственном классификаторе продукции и услуг. Такие коллизии в очередной раз вызывают ряд вопросов к законодателю. И даже в том случае, когда речь идет о привычных нам товарах, установить их код, в соответствии с вышеупомянутой классификацией, быстро — задача не из простых.

Стоит отметить, схожие проблемы возникают и во время определения кодов услуг. И это — только вершина айсберга, поскольку неправильное определение кода в налоговой накладной продавцом подвергает покупателя риску потери налогового кредита: то есть подвергает денежным потерям. Конечно, в том случае, когда представители бизнеса не в состоянии решить вышеописанную проблему самостоятельно, они имеют возможность обратиться к специализированным учреждениям, которые оказывают помощь в решении проблем с классификацией товаров или услуг. Однако, такая помощь не является бесплатной.

Таким образом, мы еще раз сталкиваемся с проблемной реформой из-за отсутствия предварительного изучения и обсуждения вопроса нововведения на уровне государство-бизнес. В результате, мы имеем ситуацию, когда бизнес изо всех сил пытается выполнить законодательные предписания, а Министерство финансов Украины — отстранилось от проблемы, оставив ее налогоплательщикам и фискальной службе. И тут вспоминается законодательная норма относительно указания в налоговых накладных реквизитов ГТД, которая из-за невозможности выполнения была отменена через полтора года после ее введения.

Возникает закономерный вопрос: зачем и кому нужны подобные реформы? И облегчают ли такие нововведения жизнь налогоплательщикам, а особенно — бухгалтерским службам? Ответы на эти вопросы — очевидны. Видимо, целесообразно было бы посоветовать каждому реформатору в сфере налогообложения проверять эффективность и осуществимость предлагаемых им нововведений на себе прежде, чем заниматься их внедрением в масштабах страны.

Источник: LDaily

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ