Стратегия развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года утверждена Кабинетом министров Украины еще в 2013 году. Однако эксперты считают, что, будучи изначально несовершенной, на сегодняшний день программа и вовсе нуждается в радикальном пересмотре. Давайте разберемся.
В самой Стратегии верно указано, что аграрный сектор Украины является базовым в национальной экономике страны. В свою очередь центральную роль в этом секторе играет сельское хозяйство.
Помимо того, что аграрный сектор способен решить проблему обеспечения граждан страны качественными и свежими продуктами питания, он способен также внести немалый вклад в решение проблемы голода во всем мире.
Стратегия, предложенная Министерством агарной политики Украины, содержит в себе анализ проблем, мешающих развитию аграрного сектора. К таким, среди прочих, отнесены следующие:
- Неравномерность развития различных отраслей и форм хозяйствования.
- Отсутствие мотивационных стимулов к кооперации и созданию крупных сельскохозяйственных предприятий в пределах сельских общин. Здесь же Министерство видит проблему в слабой экономической базе села.
- Нестабильность конкурентных позиций национальной сельскохозяйственной продукции на международном рынке вследствие отсутствия во многих случаях четких и строгих требований к качеству и безопасности производимой продукции.
- Отсутствие инновационных процессов в отрасли, полное отсутствие технологического обновления. Как следствие увеличение производственных расходов от использования изношенной, устаревшей техники и технологий, увеличение себестоимости продукции.
- Несовершенство и торможение в развитии системы логистики аграрного сектора.
- Ограниченность внутреннего рынка страны вследствие малой платежеспособности населения.
- Отсутствие каких-либо форм самоорганизации, саморегулирования рынка сельхозпродукции, а также отсутствие какой-либо выверенной позиции относительно защиты своих интересов среди производителей такой продукции.
- Неоконченная земельная реформа.
- Недостаточные объемы поддержки сельского хозяйства государством.
- Нестабильность налоговой системы.
Далее Стратегия содержит цель, основные принципы ее реализации. Скажем прямо все закрепленные в документе цели, принципы, методы являются очень общими и не детализируются в механизме их реализации. К примеру, цель в гарантировании продовольственной безопасности государства или цель в содействии уровня развития сельских населенных пунктов с повышением уровня доходов граждан.
Эксперты крайне возмущены такой безосновательностью и несправедливостью, которая просматривается в цели государства нарастить объем валового производства сельхозпродукции (в 1,3 раза более показателей 2012 года), а также экспорта – на 3-4% ежегодно. Специалисты усматривают в этом игнорирование потребностей сельского населения за счет расширения деятельности крупных агрохолдингов. Таким образом, поддержка мелких фермерских хозяйств в этом направлении будет сведена к нулю, ведь они не способны достичь поставленного результата даже в десятой его части.
Такая политика государства уже привела к значительному социальному неравенству в аграрном секторе, далее – банкротство большей части фермерских хозяйств.
На сегодняшний же день наблюдается яркая тенденция к поглощению крупными сельскохозяйственными предприятиями мелких хозяйств. Верно ли это? Конечно, нет. Специалисты советуют «взять на вооружение» опыт иностранных государств таких как, к примеру, США. Законодательная система в Штатах построена таким образом, что мелкие хозяйства, не имея возможности осуществлять свою полноценную крупномасштабную деятельность, оказывают услуги большим холдингам. Они предоставляют им корма, утилизируют органические отходы, выращивают молодняк скота и т.д. Таким образом, сохраняется и реализовывается право мелких хозяйств на существование и заработок.
Давайте рассмотрим другую стратегическую цель программы – увеличение экспорта. Положительный опыт иных государств свидетельствует о том, что экспорт будет эффективным лишь в том случае, когда собственное население обеспечено соответствующей продукцией на 100%. Так ли это в Украине?
Как видим из приведенных выше фактов государство четко видит и осознает проблемность аграрного сектора экономики и даже ставит цели по улучшению ситуации, однако цели эти совершенно научно не обоснованы и не имеют четкого механизма реализации. Проблемы, указанные в Стратегии развития аграрного сектора, хоть и определены, однако не имеют четких вариантов решения.
При всем при этом Министерство аграрной политики уже сумело просчитать расходы государства на реализацию Программы. Они составили более 100 млн. гривен. Программу планируется реализовывать в два этапа. На первом этапе Министерство планирует внесение и без того многочисленных изменений в действующие нормативно-правовые акты, связанные с развитием аграрного сектора. Этот этап займет 2016 год. На втором этапе (2017-2020 года) Министерство планирует наконец-то приступить к фактическому выполнению действий и мероприятий, направленных на улучшение ситуации в аграрном секторе экономики. Принесет ли работа Министерства ожидаемый результат – увидим, однако, как видно из планов работы ведомства, совсем не скоро.