Статьи

Стратегия развития аграрного сектора экономики до 2020 года: анализ

Стратегия развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года утверждена Кабинетом министров Украины еще в 2013 году. Однако эксперты считают, что, будучи изначально несовершенной, на сегодняшний день программа и вовсе нуждается в радикальном пересмотре.  Давайте разберемся.

В самой Стратегии верно указано, что аграрный сектор Украины является базовым в национальной экономике страны. В свою очередь центральную роль в этом секторе играет сельское хозяйство.

Помимо того, что аграрный сектор способен  решить проблему обеспечения граждан страны качественными и свежими продуктами питания, он способен также внести немалый вклад в решение проблемы голода во всем мире.

Стратегия, предложенная Министерством агарной политики Украины, содержит в себе анализ проблем, мешающих развитию аграрного сектора. К таким, среди прочих, отнесены следующие:
  1. Неравномерность развития различных отраслей и форм хозяйствования.
  2. Отсутствие мотивационных стимулов к кооперации и созданию крупных сельскохозяйственных предприятий в пределах сельских общин. Здесь же Министерство видит проблему в слабой экономической базе села.
  3. Нестабильность конкурентных позиций национальной сельскохозяйственной продукции на международном рынке вследствие отсутствия во многих случаях четких и строгих требований к качеству и безопасности производимой продукции.
  4. Отсутствие инновационных процессов в отрасли, полное отсутствие технологического обновления. Как следствие увеличение производственных расходов от использования изношенной, устаревшей техники и технологий, увеличение себестоимости продукции.
  5. Несовершенство и торможение в развитии системы логистики аграрного сектора.
  6. Ограниченность внутреннего рынка страны вследствие малой платежеспособности населения.
  7. Отсутствие каких-либо форм самоорганизации, саморегулирования рынка сельхозпродукции, а также отсутствие какой-либо выверенной позиции относительно защиты своих интересов среди производителей такой продукции.
  8. Неоконченная земельная реформа.
  9. Недостаточные объемы поддержки сельского хозяйства государством.
  10. Нестабильность налоговой системы.
Далее Стратегия содержит цель, основные принципы ее реализации. Скажем прямо все закрепленные в документе цели, принципы, методы являются очень общими и не детализируются в механизме их реализации. К примеру, цель в гарантировании продовольственной безопасности государства или цель в содействии уровня развития сельских населенных пунктов с повышением уровня доходов граждан.  

Эксперты крайне возмущены такой безосновательностью и несправедливостью, которая просматривается в цели государства нарастить объем валового производства сельхозпродукции (в 1,3 раза более показателей 2012 года), а также экспорта – на 3-4% ежегодно. Специалисты усматривают в этом игнорирование потребностей сельского населения за счет расширения деятельности крупных агрохолдингов.  Таким образом, поддержка мелких фермерских хозяйств в этом направлении будет сведена к нулю, ведь они не способны достичь поставленного результата даже в десятой его части.

Такая политика государства уже привела к значительному социальному неравенству в аграрном секторе, далее – банкротство большей части фермерских хозяйств.

На сегодняшний же день наблюдается яркая тенденция к поглощению крупными сельскохозяйственными предприятиями мелких хозяйств. Верно ли это? Конечно, нет. Специалисты советуют «взять на вооружение» опыт иностранных государств таких как, к примеру, США. Законодательная система в Штатах построена таким образом, что мелкие хозяйства, не имея возможности осуществлять свою полноценную крупномасштабную деятельность, оказывают услуги большим холдингам. Они предоставляют им корма, утилизируют органические отходы, выращивают молодняк скота и т.д. Таким образом, сохраняется и реализовывается право мелких хозяйств на существование и заработок.

Давайте рассмотрим другую стратегическую цель программы – увеличение экспорта. Положительный опыт иных государств свидетельствует о том, что экспорт будет эффективным лишь в том случае, когда собственное население обеспечено соответствующей продукцией на 100%. Так ли это в Украине?

Как видим из приведенных выше фактов государство четко видит и осознает проблемность аграрного сектора экономики и даже ставит цели по улучшению ситуации, однако цели эти совершенно научно не обоснованы и не имеют четкого механизма реализации. Проблемы, указанные в Стратегии развития аграрного сектора, хоть и определены, однако не имеют четких вариантов решения.

При всем при этом Министерство аграрной политики уже сумело просчитать расходы государства на реализацию Программы. Они составили более 100 млн. гривен. Программу планируется реализовывать в два этапа. На первом этапе Министерство планирует внесение и без того многочисленных изменений в действующие нормативно-правовые акты, связанные с развитием аграрного сектора. Этот этап займет 2016 год. На втором этапе (2017-2020 года) Министерство планирует наконец-то приступить к фактическому выполнению действий и мероприятий, направленных на улучшение ситуации в аграрном секторе экономики. Принесет ли работа Министерства ожидаемый результат – увидим, однако, как видно из планов работы ведомства, совсем не скоро.
Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Державна допомога при народженні дитини
Колесников Владислав Тихий час або комендантська година
Колесников Владислав Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...