Статьи

Стратегия реформирования судоустройства и судопроизводства в Украине 2015: основные положения

20 мая текущего года Указом Президента Украины была утверждена Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 года.
Указанный документ содержит в себе глубокий анализ состояния системы судопроизводства в Украине на данном этапе и планы относительно совершенствования е в будущем. По сути, документ является первым шагом в реализации положений судебной реформы в Украине, необходимость которой была обозначена еще в Стратегии стабильного развития «Украина-2020».
Целью Стратегии является определение приоритетов, проводимых в судебной системе реформ, отвечающих практическому значению реализации принципа верховенства права, а также обеспечение такого функционирования судебной системы в Украине, которое бы отвечало общественным ожиданиям, связанным со справедливостью и непредвзятостью суда. А также европейским стандартам в этой области.
Стратегия реформирования признает, что система правосудия Украины на сегодняшний день не выполняет, возложенные на нее принципы и не в полной мере реализует одну из основных обязанностей государства перед своими гражданами – обеспечение и защиту их прав и законных интересов.
Причинами таких негативных тенденций в правосудии Стратегия определяет: невысокий уровень правовой культуры и правосознания в обществе, широкое распространение коррупционных проявлений в деятельности работников системы правосудия, несовершенство кадровой политики в судах, сохранение определенной доли зависимости судей от решений и действий органов исполнительной и законодательной власти, недостаточный уровень координации и единства судебной практики, низкий уровень публичности судебной власти.
Среди причин неполноценного функционирования судебной системы указана также недостаточная состоятельность системы оказания правовой помощи. Например, отсутствие практического обеспечения гарантий адвокатской деятельности, а также неэффективность и несовершенство дисциплинарного контроля в этой области.
Недостатки отмечены и в системе исполнения судебных решений, деятельности органов прокуратуры и уголовной юстиции. Так, отмечено несоответствие функций прокуратуры европейским стандартам, наличие безнаказанности за допущение различного рода должностных проступков, недостаточный уровень добропорядочности прокуроров.
Стратегия также определяет основные направления проведения реформ. Так работа будет вестись над:
  • обеспечением независимости и непредвзятости судей;
  • оптимизацией судебного самоуправления и совершенствованием кадровой политики в судах;
  • повышением профессионального уровня судей и уровня их ответственности;
  • оптимизацией полномочий судов различных юрисдикций;
  • обеспечением максимальной доступности бесплатной правовой помощи;
  • реорганизацией системы исполнения судебных решений;
  • повышением уровня эффективности работы судебных и правоохранительных органов противодействии организованной преступности и коррупционным проявлениям,
  • приведением основ функционирования органов прокуратуры в соответствие с европейскими стандартами,
  • обеспечением надлежащей координации в деятельности различных правовых институтов и др.
Реформы планируется проводить в два этапа. На первом этапе планируется провести обновление законодательной базы, направленное на возвращение доверия гражданского общества к правовым институтам страны. Второй этап также охватывает законодательные изменения, однако здесь они будут иметь уже более конкретный, узкий и системный характер. На втором этапе также планируется построение институционных возможностей соответствующих правовых институтов на основе уже обновленного законодательства.
Среди мер, которые планируется предпринять для выполнения поставленных Стратегией задач, есть ряд совершенно новаторских в этой области.  Так, планируется наделить органы, контролирующие формирование корпуса судей, а также привлечение судей к дисциплинарной ответственности права давать разрешение на применение к судьям мер пресечения, связанных с ограничением их свободы. Иными словами Высшую дисциплинарную комиссию судей планируется наделить правом давать разрешение на арест судей или применение к ним меры пресечения в виде содержания под стражей.
Планируется также увеличение (укрупнение) отдельных элементов судебной системы, к примеру, за счет создания межрайонных судов общей юрисдикции.
В планах также активизировать работу по внедрению в жизнь «мертвой» до сего дня нормы относительно деятельности суда присяжных.
Относительно органов прокуратуры принято решение о максимальном ограждении этого института от возможного политического влияния. Планируется также ввести в действие стандарты прокурорской этики, а также усовершенствовать механизмы внутреннего контроля путем расширенного декларирования прокурорами и членами их семей полученных доходов и совершенных затрат.
Реализацию Стратегии на практике планируется финансировать из средств Государственного бюджета, а также за счет различных международных программ по оказанию помощи.
Результаты достижения целей, поставленных перед Стратегией, будут оцениваться по трем параметрам: уровень общественного доверия, уровень экспертного доверия (юристы, адвокаты), и показатели обновления кадрового состава судов и правоохранительных органов.

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...
Колесников Владислав Як виникає право власності
Сапронова Марина НОТАТКИ ДЛЯ ІНОЗЕМНИХ ІНВЕСТОРІВ
Ирклиенко Андрей Конституционная Жалоба как право на пересмотр дела по исключительным ...
Колесников Владислав Що робити, коли родич помер на тимчасово окупованій території?