Суд присяжных в Украине: быть или не быть?

Суд присяжных на бумаге….

Официально в Украине закреплено право граждан, обвиняемых в преступлениях, за которые предусмотрена мера наказания в виде пожизненного заключения, на рассмотрение дела при участии суда присяжных. Это право отображено в ст. 384 Уголовного процессуального кодекса Украины. Суд и прокурор обязуются разъяснить обвиняемому право на возможность подобного рассмотрения дела.

Порядок рассмотрения дела судом присяжных таков. Вначале обвиняемого спрашивают о том желает ли он, чтобы в деле принимали участие присяжные. В случае, когда обвиняемый соглашается или просит о рассмотрении дела с участием присяжных, председательствующий по делу судья назначает день слушания и дает поручение секретарю судебного заседания о вызове семерых присяжных, определенных автоматизированной системой документооборота суда. Присяжные выбираются в произвольном порядке из списка, ранее подготовленного и составленного  органами местного самоуправления. Из указанного числа вызванных потенциальных присяжных суд выбирает основных и запасных присяжных.

Список составляется органами местного самоуправления (местными советами) по представлению территориального управления Государственной судебной администрации Украины. Список подлежит утверждению один раз в два года, но может быть пересмотрен при необходимости по представлению все того же территориального управления ГСАУ.

Присяжными могут быть:
  • граждане Украины;
  • возрастом от 30 лет;
  • постоянно проживающие на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда.
Естественным видится то, что не могут быть присяжными люди, признанные ограниченно вменяемыми либо невменяемыми, страдающие тяжкими недугами (в том числе психическими), которые не позволяют им принимать участие в заседаниях, судимые, сотрудники государственных органов (государственные служащие), нотариусы, люди старше 65 лет, не владеющие государственным языком.

Присяжные должны в обязательном порядке дать согласие на привлечение их к выполнению такой ответственной функции.
Присяжный может быть отстранен от участия в рассмотрении дела уже в процессе судебного разбирательства. Такое возможно тогда, когда присяжный будет обоснованно заподозрен в не беспристрастности  или будет уклоняться от выполнения своих прямых обязанностей. В этом случае в дело вступает запасный присяжный.

Примечательным является то, что система присяжных судов в Украине не является аналогом или чем-то даже издали похожим на знакомую нам из фильмов «американскую» систему. Суд присяжных в Украине состоит из двух профессиональных судий и трех присяжных «гражданских» (всего пять человек). Председательствующий по делу – один из профессиональных судий. С одной стороны, это большой «плюс». Ведь не имеющие юридического образования и опыта присяжные, черпающие свои познания в основном из детективных книг и сериалов, всегда могут рассчитывать на разъяснения действующего законодательства, иную профессиональную поддержку со стороны судий. С другой стороны – это значительно усложняет работу профессиональным судьям и приравнивает их профессиональное объективное мнение к мнению субъективному и, зачастую, просто эмоциональному непрофессионалов-присяжных.

Интересным является тот факт, что присяжные в Украине наделены теми же правами в отношении принятия решений, что и профессиональные судьи. Это означает, что они принимают решения по всем вопросам, на которые уполномочен суд. Иными словами – это вопросы фактов и вопросы права. (Для сравнения, в РФ присяжные принимают решение только по фактам – было или не было, виновен или нет). Каждый присяжный имеет право на отдельное мнение, которое он может изложить по окончанию слушания в письменном виде.

Руководит совещанием присяжных председательствующий. Он один за другим ставит на рассмотрение вопросы, подлежащие разрешению, сам же голосует в последнюю очередь. Все вопросы решаются путем открытого голосования  на основании простого большинства.

Процедура проведения судебного рассмотрения с участием суда присяжных вроде бы проста и прозрачна, довольно гуманна и полностью отвечает принципам справедливого правового государства. Однако почему же так редко мы слышим о приговорах, вынесенных по делам с участием присяжных? Есть ли реальные перспективы развития этого института в Украине?

Суд присяжных: что имеем…

На сегодняшний день рассмотрение дел с участием суда присяжных настолько непопулярно, что количество процессов, проведенных таким образом, можно пересчитать на пальцах рук. Да и тех окажется много!

Самым громким из них, пожалуй, является процесс, проводимый Лычаковским районным судом г. Львова над гражданином Марокко, обвиняемым в убийстве местного травматолога. Основной интерес к процессу объясняется тем, что он был первым в истории украинского суда присяжных.

Не менее ярким примером работы присяжных стал процесс, проходивший в Сумской области, по результатам которого подсудимый был оправдан судом присяжных и отпущен из-под стражи (где провел более 1 года) из зала суда.

Большое количество людей просто отказываются принимать участие в суде присяжных в качестве последних, опасаясь оказания давления со стороны родственников подсудимого или иных граждан и структур. Иные - не могут оставить естественный ритм жизни, отвлечься от работы, а во многом и от домашних хлопот, и полностью погрузиться в рассмотрение дела. Многие недовольны длительностью рассмотрения дел в суде. Практика показывает, что даже сформировать суд присяжных – дело совсем не легкое, и удается это сделать, порой, даже не со второй попытки. Что и говорить о самом рассмотрении!

Суд присяжных: будущее….

Говоря о будущем института суда присяжных, нельзя не затронуть Стратегию реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 года. Вопреки всеобщей озабоченности (имеются в виду круги научные и практикующие юристы) вопросом внедрения уже существующего на бумаге суда присяжных, документ посвящает этому вопросу всего 2 предложения. Постепенное внедрение и расширение применения суда присяжных видится Администрации Президента, подготовившей документ, гарантией повышения уровня эффективности правосудия. Второй же тезис касается усовершенствования права на защиту в уголовном судопроизводстве и одного из путей достижения этого – дальнейшего развития суда присяжных.

Как видим, государство на уровне самого Президента (а Стратегия утверждалась указом Президента от 20.05.2015) не выказывает особой заинтересованности в развитии правового института. Видимо, явных ощутимых изменений в этом институте мы дождемся нескоро. И все же вновь возникает вопрос: так зачем нужна нам еще одна мертвая норма? Неужели это очередная лазейка в законе для самых «посвященных»? Так или иначе, а «воз и ныне там».

Мнения экспертов
Мнения экспертов
Колесников Владислав Державна допомога при народженні дитини
Колесников Владислав Тихий час або комендантська година
Колесников Владислав Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Колесников Владислав Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Колесников Владислав Про це не говорять: Легалізація проституції в Україні
Колесников Владислав Регулювання сімейних відносин. Особливості реєстрації шлюбу до ...