Исключение из учета Департамента информационных технологий информации об избрании в отношении лица меры пресечения по УПК 1960 года в случае возвращения дела на дополнительное расследование. Основания для обжалования действий/бездействия сотрудников право

Существуют случаи, когда материалы дела в отношении лиц, ранее подозреваемых, а затем обвиняемых по уголовному делу (до вступления в силу действующего УПК Украины), были возвращены на дополнительное досудебное расследование (в тот момент, когда в силу вступил ныне действующий УПК Украины). При этом предыдущая мера пресечения, избранная в рамках уголовного производства (подписка о невыезде, к примеру) продолжает применяться.

В порядке, установленном п.12 раздела ХII «Переходные положения», ст. 214 УПК Украины, выделенные судом материалы уже зарегистрированы в Едином реестре досудебных расследований, и следователем начато уголовное производство.

В уголовном производстве (под новым номером и уже по новым правилам), лицо, в отношении которого ранее выносилось постановление о привлечении его в качестве обвиняемого – теперь находится в статусе свидетеля, которому еще не сообщалось о подозрении в соответствии с новым УПК и не избиралась мера пресечения.

Вместе с тем, в соответствии с учетом Департамента информационных технологий, в отношении данного лица действует предыдущая мера пресечения в виде подписки о невыезде. Появляется коллизия. Однако выход из сложившейся ситуации есть.

Представитель лица, в рамках административного производства, должен обратиться с заявлением в следственное управление Главного управления Национальной полиции в области об исключении из учета Департамента информационных технологий информации об избрании в отношении своего клиента меры пресечения в виде подписки о невыезде по уголовному делу. В подтверждение законных требований заявитель должен приложить к заявлению все необходимые для этого документы (в частности решение суда о возвращении дела на дополнительное расследование). Однако, в ответ на такое заявление, сотрудники правоохранительных органов зачастую просто игнорируют решение вопроса или перенаправляют материалы по нему в другие нижестоящие звенья правоохранительных органов.

Такое бездействие правоохранителей является нарушением, делающим невозможным реализацию заявителем (клиентом) своих конституционных прав на свободу передвижения.

В данном случае за защитой своих прав и интересов, а также интересов клиента следует обращаться в суд в порядке административного производства.

Обращаю внимание истцов по делам об описанных выше обстоятельствах, что обоснование их исковых требований должно быть следующим: с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (указать дату), лицо, которое ранее являлось обвиняемым, утратило данный статус в связи с вступлением в силу нового УПК и введения новой процедуры привлечения лица к ответственности. Новый статус лица, в соответствии со ст. 177 УПК Украины, дает возможность избрания в отношении него любой меры пресечения из перечня, приведенного в ст. 176 УПК Украины (включая домашний арест или поручительство).

Важно отметить, что действующий Уголовный процессуальный кодекс Украины не содержит такую меру пресечения, как подписка о невыезде, поэтому она не может быть избрана повторно или сохранена.

Вместе с тем, только к подозреваемому и обвиняемому в соответствии со ст. 177 УПК Украины может быть избрана мера пресечения, поэтому учитывая отсутствие такого статуса, в отношении лица никакой меры пресечения не избрано и до получения этого статуса избрано быть не может.

Напомню, что согласно ст. 176 УПК Украины, мерами пресечения являются: 1) личное обязательство; 2) личное поручительство; 3) залог; 4) домашний арест; 5) содержание под стражей.

Основанием применения меры пресечения является наличие обоснованного подозрения в совершении лицом уголовного преступления, а также наличие рисков, дающих достаточные основания следственному судье или суду считать, что подозреваемый, обвиняемый, осуждённый может продолжить заниматься преступной деятельностью, или попробует уклониться от привлечения к ответственности. Следователь, прокурор не имеют права выступать с инициативой применения меры пресечения без наличия к тому оснований, предусмотренных Кодексом (ч. 2 ст. 177 УПК Украины).

Оснований для применения к лицу меры пресечения в рассматриваемом случае, как правило, нет, поскольку лицо не уклонялось от следствия и суда, выполняло все процессуальные решения, не препятствовало установлению истины по уголовному делу (в настоящее время - уголовному производству), его поведение является правомерным и общественно безопасным. А, значит, у защитника появляется возможность не только побороться за избрание иной меры пресечения лицу, но и за ее не избрание.

Если нет достаточных оснований для применения меры пресечения, от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого отбирается письменное обязательство о явке по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, а также о том, что он немедленно сообщит об изменении своего места пребывания.

Добавлю, что процедура возвращения дела на дополнительное расследование в новом УПК отсутствует. Вместо того, суд вправе поручить органам следствия проведение отдельных следственных действий, результаты которых имеют существенное значение для рассмотрения дела (ст. 333 УПК). Поэтому речь в описываемой нами ситуации идет только о тех случаях, когда дело было возвращено по старому УПК (ст. 281).

Практика показывает, что защитники не всегда пользуются описанной выше возможностью, однако, процедура уже проверена и имеет положительный результат, так что просто обязана быть принята «на вооружение».

Защищайте права клиентов правильно и успехов в работе!
Еще записи
Державна допомога при народженні дитини
До нас звернулася одинока мати, яка народила дитину, відомості про що зазначені, ...
Тихий час або комендантська година
До нас надходить багато запитань від батьків неповнолітніх дітей, а також від ...
Обов’язок дітей утримувати своїх батьків
Конституція України закріплює обов’язок повнолітніх дітей піклуватися про своїх ...
Як проголосувати НЕ за місцем реєстрації
Вибори Президента України відбудуться 31 березня 2019 року і виборчі дільниці будуть ...