Очередной кредит МВФ: помощь или новые проблемы?

Первый кредитный транш от МВФ Украина получит уже в ближайшие дни. Мнения экспертов по поводу пользы указанных денег для Украины в целом и для каждого отдельного украинца в частности разошлись, однако, большинство специалистов склоняются к более негативной характеристике кредита. С одной стороны, утверждают эксперты, курс гривны немного укрепится и получит довольно длительную стабильность, что поможет избежать инфляции, которая на сегодняшний день составляет уже 34%. Этот факт положительно отобразится на ценах, как на отечественные, так и на импортные товары. Негативное же влияние кредита МВФ украинцы ощутят в повышении цен на газ, электроэнергию, воду, иные коммунальные услуги до экономически обоснованных. Это является одним из обязательных условий МВФ.

Программа Фонда рассчитана на 4 года (до 2018 года) и руководство Министерства финансов Украины уверено в том, что кредита хватит для поддержания экономики в ближайшие годы, однако рассчитывать на возникновение экономического чуда все же не стоит.
Другое условие, поставленное Фондом перед правительством Украины – проведение реформ в области экономики. Во исполнение этого условия уже с января 2015 года в Украине действуют изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины. Размер налогов увеличен, казна потихоньку наполняется, но так ли все гладко? Конечно, нет. Рядовые украинцы, итак истощенные финансовыми проблемами, просто отказываются принимать новые налоговые тарифы. Назревает бунт.

Профессиональные политологи Украины среди прочего отмечают негативные стороны проведенных реформ. Так, по мнению профессионалов, до сих пор в Украине продолжают действовать выработанные годами коррупционные схемы. За время проведения реформ ни одна схема не была разрушена и ни один коррупционер не наказан. Кроме того, правительство, видимо, забыло о необходимости реформирования не только финансовой стороны экономики (с целью наполнить бюджет), но инфраструктуры, промышленности, производства. Эти отрасли остались вне планов политиков, отсутствуют инновационные планы, нет программы действий по привлечению инвестиций. Не охваченной изменениями осталась и такая важная, особенно в весенний период, агропромышленная отрасль.

Не обошли финансовые проблемы и главные финучреждения страны - банки. Только за прошлый год неплатежеспособными признаны более 100 банков. Эксперты утверждают, что это еще не конец. Все чаще банкротство банков – дело рук владельцев банков, которые стараются избежать необходимости рассчитываться с клиентами в экономически тяжелый период, теряя выгоду. С целью избегания таких ситуаций ВРУ принят специальный закон, ужесточающий ответственность владельцев банков. Экономисты же сомневаются в том, что за банкротство своих банков ответит хоть один из владельцев, уж очень деликатна процедура доказывания вины владельца банка.

Ассоциация украинских банков видит вообще проблему в принятии нового Закона, ведь по сути банки становятся заложниками НБУ, который в любой момент и для любого банка может создать целый ряд проблем.

Большинство экспертов сходятся в том, что эффективной работа банковской системы будет лишь тогда, когда на рынке банковских услуг останутся лишь эффективные стабильные банки.

Особого внимания заслуживает экономика временно оккупированных территорий Донбасса и Луганска. В отдельных районах назревает так называемый «продовольственный» бунт. Деньги в указанные места в виде социальных выплат и зарплат просто не доходят, а спекуляция на товарах первой необходимости и продуктах «зашкаливает». Так, килограмм картошки в Макеевке стоит от 10 до 15 гривен, а литр нерафинированного растительного масла 40 гривен. Тяжело в зоне АТО и с лекарственными препаратами: стоившие 55 гривен еще в прошлом году таблетки от повышенного давления сегодня в аптеке меньше, чем за 170 гривен не найдешь.

На фоне финансового коллапса в городах и селах зоны АТО развиваются и процветают мародерство, грабежи и разбои.